СОБЛЮДАЕМ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Вопрос: На предприятии утверждены собственные нормы по выдаче СИЗ. Все основные СИЗ, выдаваемые работнику в пользование, заносятся в личную карточку выдачи СИЗ.
Как правильно оформлять выдачу СИЗ со сроком носки «До износа», которые находятся в свободном доступе и используются в большом количестве и на усмотрение работников (беруши, маски одноразовые, перчатки и т. п.)?
Вносить данные СИЗ в личные карточки не представляется возможным.
Можно ли оформлять отдельные ведомости на каждое СИЗ?
Ответ: Вносить выдачу дежурных СИЗ в личную карточку учета средств индивидуальной защиты не требуется.
Развернутый ответ. Дежурные СИЗ являются СИЗ коллективного пользования, закрепляются за определенными рабочими местами (передаются от одной смены другой) по определению. То есть могут использоваться разными работниками.
Предусмотренные в нормах организации дежурные средства индивидуальной защиты выдаются уполномоченным должностным лицам (мастерам, производителям работ и другим) (п.36 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209).
Таким образом, ведомость выдачи СИЗ оформляется на структурное подразделение организации (рабочие места) и достаточно подписей уполномоченных должностных лиц (целесообразно - кладовщик, руководитель подразделения, бухгалтер).
Утвержденной формы ведомости нет. Поэтому организация может разработать ее самостоятельно с учетом обязательных требований и закрепить в учетной политике.
Вопрос: Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами. Производственные и санитарно-бытовые помещения объектов оборудуются умывальными раковинами для мытья рук с дозатором с жидким мылом.
Может ли предприятие продолжать обеспечивать работников кусковым мылом или обязано обеспечивать только жидким?
Ответ: В оборудованных санитарно-бытовых помещениях следует обеспечить наличие жидкого мыла и постоянный доступ работников в данные помещения. В таком случае непосредственно работников не требуется обеспечивать мылом.
Развернутый ответ. При наличии в организациях санитарно-бытовых помещений, обеспеченных смывающими средствами, выдача мыла или аналогичных по действию смывающих средств непосредственно работникам не производится (подп.1.6 п.1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами»).
При этом работникам должен быть обеспечен постоянный доступ к смывающим и обезвреживающим средствам (подп.1.7 п.1 указанного постановления).
Таким образом, при наличии санитарно-бытовых помещений в них следует обеспечить наличие жидкого мыла. Обеспечивать работников мылом (кусковым или жидким либо иными аналогичными по действию смывающими средствами) в данном случае не требуется. При этом необходимо контролировать постоянное наличие жидкого мыла в этих помещениях и рассчитывать его количество исходя из потребности организации.
Вопрос: Нужно ли в новой форме протокола проверки знаний по вопросам охраны труда (далее - протокол) указывать объем (НПА, инструкции и т. д.), в котором проводилась у работника проверка знаний?
Ответ: В протоколе не требуется перечислять НПА, инструкции и иные документы, по которым проводилась проверка знаний.
Развернутый ответ. Форма протокола утверждена приложением к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210.
В протоколе отсутствует строка для указания объема, в котором проводилась проверка знаний работающих по вопросам охраны труда. Такие изменения внесены в связи с тем, что указать исчерпывающий перечень вопросов, по которым следует опрашивать работника в протоколе, достаточно сложно.
Форма протокола содержит графу 3, в которой указывается «Профессия рабочего, должность служащего или отдельный вид работ (услуг) лица, проходящего проверку, наименование организации (индивидуальный предприниматель, вид деятельности)».
Проверка знаний по вопросам охраны труда проводится комиссией организации в форме устного опроса в индивидуальном порядке или с применением компьютерной техники, с учетом требований НПА, в том числе ТНПА, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для исполнения работающими организации и членами комиссий структурных подразделений (п.9 Положения о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного вышеназванным постановлением).
Поэтому указание профессии рабочего (должности служащего или отдельного вида работ (услуг) лица, проходящего проверку) в графе 3 протокола рассматривается как прохождение им проверки знаний в полном объеме (по всем вопросам) с учетом его функциональных (должностных) обязанностей.
Когда работающий проходит проверку знаний по вопросам охраны труда по отдельным видам работ (услуг), в графе 3 протокола указывается этот вид работ (услуг).
Если проверка знаний по вопросам охраны труда проводится по билетам, то заполняется графа 5 протокола.
При проведении периодической проверки знаний по вопросам охраны труда с применением компьютерной техники в объеме требований ТНПА в протоколе можно отразить, что комиссия провела проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований ТНПА с применением компьютерной техники.
При проведении внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда (например, в связи с принятием технического нормативного правового акта либо иного акта), в протоколе можно отразить, что комиссия провела проверку знаний по вопросам охраны труда в связи с принятием правового акта (указать наименование нормативного правового акта, технического нормативного правового акта либо локального правового акта), а в графе 4 протокола сделать запись «Внеочередная».
Вопрос: Должен ли наниматель разрабатывать свой перечень работ (профессий рабочих), при выполнении которых требуется предсменный медосмотр либо освидетельствование работников, если в организации нет предусмотренных Типовым перечнем профессий и видов работ, но есть профессии повышенной опасности (электрогазосварщик, оператор котельной, слесарь-ремонтник и грузчик)? Нужно ли организовать систематический контроль за физическим состоянием этих работников? Что означает слово «систематический» или это как определит наниматель: например, 2 раза в неделю?
Ответ: Наниматель с учетом оценки рисков самостоятельно решает вопрос о дополнении перечня организации. Систематичность контроля означает проведение такого освидетельствования перед каждым началом работы, смены.
Развернутый ответ. Наниматель не обязан включать эти профессии в перечень работ (профессий рабочих) организации. Вместе с тем у него есть такое право, основанное на части третьей ст.27 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда».
То есть наниматель с учетом оценки рисков самостоятельно решает вопрос о дополнении перечня организации.
В целях идентификации видов работ с повышенной опасностью при составлении таких перечней целесообразно принимать во внимание:
• Типовой перечень работ с повышенной опасностью (приложение 7 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175) (в частности, в него включены электросварочные работы, погрузочно-разгрузочные работы с применением средств механизации, эксплуатация котлов, работающих на газе, твердом и жидком топливе, другого теплоэнергетического оборудования);
• Перечень работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск;
• результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и (или) комплексной гигиенической оценки условий труда и иные.
В целях исключения чрезвычайных происшествий и производственного травматизма работников, занятых на работах с повышенной опасностью, нанимателем обеспечивается систематический контроль их физического состояния путем проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (часть третья ст.27 вышеназванного Закона).
Таким образом, систематичность контроля выражается в проведении такого освидетельствования перед каждым началом работы, смены.
Вопрос: Работников, не прошедших с первого раза периодическую проверку знаний, требуется отстранять от работы?
Ответ: В случае если работник не прошел проверку знаний по охране труда, он не может быть допущен к работе по истечении действия результатов его предыдущей проверки знаний.
Развернутый ответ. Работающие, не прошедшие первичную или периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда не позднее одного месяца со дня принятия решения о повторной проверке знаний по вопросам охраны труда.
Работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг).
Периодическая проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится до истечения действия результатов первичной либо предыдущей периодической проверки знаний по вопросам охраны труда (пп.54 и 53 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175).
Таким образом, работник не может быть допущен к работе по истечении действия результатов предыдущей проверки знаний.
Во избежание отстранения работника от работы следует заблаговременно планировать проведение у него проверки знаний, предусмотрев возможность проведения повторной проверки знаний до истечения результатов предыдущей в месячный срок.
Наниматель имеет право не отстранять работника, показавшего неудовлетворительные знания либо не явившегося на проверку знаний без уважительной причины, до результатов проведения повторной проверки знаний в случае, если действие результатов предыдущей проверки знаний не истекло.
Вместе с тем если работник при прохождении внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда показал неудовлетворительные знания, то он должен быть отстранен от работы незамедлительно.
Вопрос: В связи с изменением форм журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда и журнала регистрации инструктажа по охране труда следует ли заводить новые журналы или можно внести изменения в имеющиеся журналы и продолжать их вести дальше?
Ответ: Допускается использовать ранее приобретенные журналы, откорректировав их форму.
Развернутый ответ. Новые формы журналов регистрации вводного инструктажа по охране труда и журнала регистрации инструктажа по охране труда установлены в приложениях 2 и 3 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 «О порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда».
Данное постановление является нормативным правовым актом, и его требования, в том числе касающиеся форм журналов, обязательны для всех работодателей.
С учетом этого следует применять новые формы журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда и журнала регистрации инструктажа по охране труда.
При этом допускается использовать ранее приобретенные журналы регистрации вводного инструктажа по охране труда (журнал регистрации инструктажа по охране труда), откорректировав их форму (изменив названия граф путем зачеркивания и внесения (надписывания) над ними верных слов, иными способами).
Вопрос: Работающим предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня (перерывы для обогревания при сильном морозе или перерывы для отдыха при сильной жаре) и перерывы по показателям тяжести трудового процесса, которые относятся к вредному 3-му классу условий труда (1-3-й степени).
Время перерывов в случае сильного мороза или сильной жары совмещается с перерывами по тяжести трудового процесса или увеличивается?
Ответ: Работникам может быть одновременно установлено два перерыва (для отдыха + для обогревания). Их общая продолжительность и порядок предоставления должны быть определены в правилах внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.
Развернутый ответ. Предоставление данных перерывов регулируется разными сферами законодательства:
• работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодный период года, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах) (ст.29 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
|
Обратите внимание! Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором; |
• для работников, труд которых по показателям тяжести трудового процесса относится к вредному 3-му классу условий труда (1-3-й степени), должно предусматриваться время для отдыха в виде регламентированных перерывов через 1,5-2,0 ч. работы продолжительностью не менее 10 мин. каждый (п.23 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.07.2016 № 85).
Указанные перерывы предназначены для разных целей, поэтому должны предоставляться оба вида перерывов. В законодательстве не содержится требований о необходимости совмещения либо увеличения названных перерывов, а также о запрете на совмещение этих перерывов.
Таким образом, есть возможность установления работникам одновременно двух перерывов (для отдыха + для обогревания). Их общая продолжительность и порядок предоставления должны быть определены в правилах внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.
Вопрос: Обязательно ли наличие СУОТ на предприятии численностью 75 человек?
Ответ: Да, такая обязанность есть у каждого нанимателя, вне зависимости от численности работников.
Развернутый ответ. Наниматель несет обязанности по разработке, внедрению и поддержанию функционирования СУОТ (часть вторая ст.17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
В целях оказания методической помощи нанимателям при разработке СУОТ приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2019 № 108 утверждены Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации. Данные Рекомендации являются добровольными для применения и могут быть положены в основу СУОТ в организации с учетом ее специфики.
Также с 1 мая 2020 г. вступил в силу новый стандарт СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.02.2020 № 8.
С 30 сентября 2021 г. будет отменен СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.04.2009 № 19).
Государственные стандарты на основании п.1 ст.23 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» являются добровольными для применения, за исключением случаев, когда организация сама заявила об обязательности соблюдения ею стандарта.
Таким образом, в организации должна быть разработана СУОТ независимо от численности работников.
Вопрос: Обязательна ли в организации служба охраны труда, если имеется отдел, в штат которого входит инженер по охране труда? Можно ли воспринимать как «службу» начальника отдела и инженера по охране труда или функции службы будет исполнять в таком случае один инженер по охране труда?
Ответ: Не во всех организациях требуется создание именно службы охраны труда. В данном случае должность специалиста по охране труда входит в отдел, который выполняет иные задачи организации. Указанный отдел не будет рассматриваться как служба охраны труда.
Развернутый ответ. При решении данного вопроса следует учитывать численность работников, характер и степень опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличие опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью и удаленности структурных подразделений друг от друга, а также руководствоваться ст.20 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон), Нормативами численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94.
Для организации работы по охране труда и контроля за соблюдением работающими требований по охране труда наниматель:
• создает службу охраны труда;
• или вводит в штат должность специалиста по охране труда;
• или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо;
• либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.
Должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг - свыше 200 человек (части первая и пятая ст.20 Закона).
|
Справочно Для отнесения деятельности организации к сфере производства либо сфере услуг следует руководствоваться собирательными группировками по видам экономической деятельности в соответствии с ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», установленным в приложении к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 27.12.2013 № 97/262/73. Подробнее см. материал «Должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг - свыше 200 человек. Чем необходимо руководствоваться при отнесении организации к сфере производства или сфере услуг?». 433446 |
В данном случае целесообразно ввести в штат должность специалиста по охране труда в отдел, который выполняет иные задачи организации. То есть указанный отдел не будет рассматриваться как служба охраны труда.
Полномочия специалиста по охране труда определяются в должностной инструкции с учетом ст.21 Закона и иных нормативных правовых актов.
|
Обратите внимание! Служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю (часть седьмая ст.20 Закона). |
Вопрос: Какую ответственность по охране труда (работа, организация работы, контроль) в связи с изменениями Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон) можно или нужно возложить на заместителя директора организации, если у него в подчинении находится служба охраны труда?
Ответ: Заместителю директора делегируются полномочия в области охраны труда руководителя организации.
Развернутый ответ. Такие полномочия установлены в ст.17 Закона. Он руководит службой охраны труда (специалистом по охране труда), которая создается с учетом ст.20 Закона для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением работающими требований по охране труда (координирует ее (его) деятельность).
Должность «директор» является базовым наименованием должности, а должность «заместитель директора» - производным ее наименованием. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации производных должностей служащих определяются на основе содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей служащих (ЕКСД) характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей (п.5 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, далее - Общие положения ЕКСД).
На заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии (часть восьмая п.10 Общих положений ЕКСД).
Распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации, как правило, осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя (часть девятая п.10 Общих положений ЕКСД).
Должностные обязанности директора (генерального директора, заведующего, начальника, управляющего) определены в выпуске 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденном постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159. Он руководит производственно-хозяйственной деятельностью организации, обособленных подразделений, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений; организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, принимает меры по созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда.
Вопрос: Где написано, что при жаре более +30°С и морозе ниже -20°С рабочий день может быть сокращен?
Ответ: Работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе (ст.29 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», далее - Закон). Например, может быть установлен режим гибкого рабочего времени в соответствии со ст.128 Трудового кодекса Республики Беларусь.
|
Справочно Параметры неблагоприятных метеорологических явлений, в том числе «сильная жара» (максимальная температура воздуха +30-34°С) и «сильный мороз» (минимальная температура воздуха -25-34°С) приведены в таблице 3 ТКП 17.10-06-2008 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорология. Правила составления краткосрочных прогнозов погоды общего назначения», утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31.10.2008 № 3-Т. Холодный период года - промежуток времени, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха, равной +10°C и ниже (п.2 Санитарных норм и правил «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», Гигиенического норматива «Показатели микроклимата производственных и офисных помещений», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.04.2013 № 33, далее - постановление № 33). |
При температуре воздуха выше или ниже допустимых величин наниматель на основании п.22 указанных Санитарных норм и правил наравне с иными мерами должен принимать меры организационного характера по регулированию времени пребывания работников в этих условиях в соответствии с таблицами 10 и 11 Гигиенического норматива, утвержденного постановлением № 33.
Вопрос: Должен ли ведущий юрисконсульт состоять в комиссии организации для проверки знаний по вопросам охраны труда?
Ответ: Да, должен.
Развернутый ответ. В состав комиссии организации для проверки знаний по вопросам охраны труда (далее - комиссия) включаются работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), уполномоченные должностные лица, на которых возложены обязанности специалиста по охране труда, специалисты юридической службы, главный инженер, главный энергетик, главный механик, главный технолог и другие специалисты (п.6 Положения о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210).
Данная норма устанавливает обязанность, а не право включения этих специалистов в состав комиссии.
Таким образом, при наличии в организации ведущего юрисконсульта его следует включать в состав комиссии.
Вопрос: Если в типовых нормах бесплатной выдачи СИЗ для слесаря-ремонтника предусмотрен «головной убор, срок носки 12 месяцев» без указания защитных свойств, можно ли не включать «головной убор» в нормы организации, ссылаясь на п.17 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209?
Ответ: В нормы организации можно не включать головной убор из хлопчатобумажной ткани.
Развернутый ответ. Обоснуем это. В ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь указано, что наниматель обязан не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работника, не использующего СИЗ, непосредственно обеспечивающие безопасность труда.
Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 145, не относит головной убор из хлопчатобумажной ткани к средствам индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающим безопасность труда.
Ссылка на п.17 вышеназванной Инструкции в данном случае некорректна. На основании данной нормы наниматель, который выдает СИЗ по нормам организации, вправе в некоторых случаях сократить перечень обязательной к выдаче спецодежды. К таким случаям относятся: изменение технологии производства, использование более совершенного оборудования, что может уменьшить воздействие вредных (опасных) производственных факторов или вовсе упразднить их. Иных случаев в этом пункте нет.
